Статьи
О деревянных куклах - часть I
Дерево использовалось для производства кукол на протяжении всей известной истории человечества. Оно доступнее, обрабатывается легче и прочнее большинства других материалов. В силу этих причин многообразие кукол и дерева представляет гамму изделий – от простых веток с сучками, одетых в лоскутки и грубо вырезанных образов до прекрасно проработанных, великолепно детализированных, прекрасно расписанных творений в замечательных париках и одеждах.
Как сказано в 2-томной «Энциклопедии кукол» (авторы Дороти, Элизабет и Эвелин Колман), в XVII и XVIII столетиях основными европейскими центрами производства кукол были Зонненберг, Обераммергау, Берхтесгаден и Грёденталь. Резьба по дереву представляла собой целую отрасль индустрии в этих богатых древесиной регионах Германии и Австрии ещё с начала XV-XVI веков, обеспечивавшей работой целые крестьянские семьи в долгие зимние месяцы.
В 1700-е годы производство кукол и резного и точеного дерева в этих краях становится массовым, однако до самого конца столетия Германская Торговая Гильдия не разрешала обработчикам дерева самим раскрашивать и расписывать куклы, считая это прерогативой иных профессий. Из-за этого курьёзного запрета мастера были вынуждены отправлять свои изделия на окончательную доработку, говоря современным языком, «смежникам». Такая вот забавная история была у немцев.
В то же время, при том, что наибольшее количество кукол из дерева производилось в ту пору в Германии, англичане, например, со свойственной этой нации пунктуальностью и тягой к созданию традиций, лучше всех научились писать историю своих кукол. Лучше всего «документировать традиции», так сказать… В 1992 году Бенни Кампионе (Banny Camione), современный глава и владелец компании Campione Fine Arts of London, а, в то время, создатель и руководитель Департамента (только вдумайтесь, как серьёзно!) Кукол всемирно известного аукционного дома Сотбис (Sotheby’s), проследил, документировал и описал «историю жизни» двадцати двух (!) английских деревянных кукол с момента их «рождения» в конце XVII века до наших дней… Двести лет биографии! Такой историей могут похвастать, действительно, очень редкие и ценные произведения искусства. Две и тех кукол были выставлены на аукционе Сотбис 14-15 мая 1992 года и проданы за баснословные деньги! Одну и этих кукол Вы можете видеть на фотографии к этой статье.
Детальное исследование г-на Кампионе дало ему возможность сделать вывод, что все эти куклы могли быть произведены одним автором. Это заключение было опубликовано им в статье в июньском выпуске журнала “Dolls: The Collectors Magazine”. Фотографии девяти и двадцати двух кукол (включая два наиболее известных экземпляра – «Лорд Чапман» и «Леди Чапман», ныне хранящихся в Лондонском Музее Виктории и Альберта, музее королевской семьи), были опубликованы в статье, демонстрируя несомненное сходство. Они имеют головки одинаково округлой формы с париками и льна или натуральных волос, круглые нарумяненные личики, ротики по типу «Мона Лиза» и тонкие, дугой выгнутые брови. Семь и девяти имели раскрашенные глаза. Руки с мягкими подушечками у плеч для гибкости, длинные расставленные пальчики – настоящее произведение искусства…
Вместе с тем, век восемнадцатый приносит большее разнообразие в мир британских кукол. Наряду с круглыми, вычурными лицами, всё чаще начинают появляться привычные овальные, более реалистичные и привлекательные… Восемнадцатый век привносит на смену раскрашенным глазкам – глаза из стекла со зрачками... Головы и торсы кукол исполняются и единого куска дерева, но всё большим становится разнообразие формы тел… Некоторые имеют довольно пышные формы, с крошечными талиями, широкими бедрами, вырезанными ягодицами… Некоторые же – имеют привычно квадратную или коническую форму. Дань традициям, так сказать... Проявляется, также, разница во внимании, уделяемому изготовлению ног кукол. Всё чаще начинают встречаться куклы с коленными суставами, к которым снизу крепятся голени с прекрасно проработанными икрами, лодыжками и ступнями. В то же время широко распространены куклы с традиционным видом ног – бесформенные и непонятные конечности… Поскольку часто встречаются куклы с прекрасно проработанными головами, лицами и торсами, имеющие такие бесформенные ножки, исследователи предполагают, что в работе над одной куклой порой принимали участие несколько мастеров.
Куклы из дерева продолжали производиться в Германии, Англии, России и других европейских странах на протяжении и девятнадцатого, и двадцатого веков… В России прекрасная коллекция кукол и дерева представлена в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге и в Музее Кукол в городе Сергиев Посад.
Во всем мире широко распространена традиция «народной куклы» из дерева и, по сей день, очень многие Мастера отдают дань уважения этому материалу…
(Продолжение следует)