Статьи
О «полимерной глине»
Итак, тема нашей сегодняшней беседы - «Тайна Полимерной глины». В связи с тем, что многие наши друзья, покупатели и просто люди, интересующиеся коллекционными куклами, всё чаще и чаще задают нам такие вопросы, как «что собой представляет полимерная глина, как разновидность глины?», «гдё её добывают, в каких карьерах?», «как обжигают кукол из полимерной глины?» и тому подобные странные вопросы, считаем необходимым последовательно на них ответить.
Итак. Пишем крупными буквами. В ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ГЛИНЫ С ПОЛИМЕРНЫМИ СВОЙСТВАМИ! Есть искусственный материал, который назвали «полимерная глина» из-за определённого сходства его свойств и текстуры со свойствами и текстурой глины натуральной и из которого выпускают куклы, иногда достаточно красивые. Итак. В так называемой «полимерной глине» нет ни капли природной глины – это материал, целиком и полностью, синтетический. Его основу составляет всем известный поливинилхлорид (или ПВХ), так хорошо знакомый по разноцветным оболочкам электрических проводов. Некоторые присадки (добавления) в ПВХ делают его пригодным к использованию в качестве удобного поделочного материала с очень нужными свойствами, о которых мы и поговорим подробнее. Так, в базовый ПВХ-состав вводятся один или несколько жидких пластификаторов различного типа. В итоге – ПВХ становится пластичным. Затем - в изначально прозрачную, уже пластифицированную ПВХ-массу вводятся красящие пигменты для получения нужного цвета и каолин – для получения матового оттенка, когда необходимо. Пудра слюды может вводиться для придания смеси жемчужного перелива или для получения эффекта «металлик». Некоторые компоненты дают флуоресцентный эффект ПВХ-смеси, некоторые – фосфоресцирующий эффект и так далее. Как видим, варианты возможны очень разные. Их намного больше, чем вариантов состава глины для изготовления фарфоровой коллекционной куклы. Но к настоящей глине, там не менее, «полимерная глина» никакого отношения не имеет.
История же её создания такова.
В начале прошлого века крайне широкое распространение получил бакелит – «старший брат» полимерной глины. Бакелит был очень удобен в практическом применении и как материал для изготовления поделок, но в его основе был фенол, что делало его небезопасным в быту как с точки зрения экологии, так и с точки зрения пожароопасности – горел он слишком быстро и выделял при горении, очень ядовитый газ. Состав полимерной ПВХ-смеси, известный нам под названием «полимерная глина», был открыт «нашим братом-кукольником» - германским дизайнером кукол Кайт Крузе (Kaethe Kruse) в 1939 году, когда из-за разгоревшихся сражений Второй Мировой Войны существенно усложнилось получение фашистской Германией бакелитовой смеси. Однако, как ни удивительно, в кукольной мастерской Кайт, где работа шла, в-основном, с глиной натуральной, «полимерная глина» не прижилась. Однако состав смеси был её запатентован и назван FIMO в честь её дочери Софи, которую в семье все звали Фифи (FIMO – ФИфиМОдельная смесь). И затем – патент на выпуск смеси оригинальной формулы был продан знаменитому фабриканту Еберхарту Фаберу (Eberhardt Faber) и уже им - успешно выведен на рынок.
Примерно в то же время, в начале 40-х, в США, специалисты компании Zenith Products Company из штата Иллинойс, усиленно работали над созданием покровных, изолирующих материалов и материалов для электротехники. Одной из таких разработок был состав под названием "Sculpey", предназначенный служить для отвода тепла от сердечников электрических трансформаторов большой мощности. Разработчики «малость» промахнулись – новый материал тепло отводить не хотел никак и ни при каких условиях. И был, говоря по-нашему, надолго «положен на полку». Однако как-то раз на фабрику приехал друг одного из инженеров, который, будучи профаном в вопросах теплопроводности, зато, неплохо лепил из глины. Ему попалась на глаза глыба непонятного, но очень похожего на глину, материала и он сделал из него забавную фигурку кролика. Затем, шуточного эксперимента ради, кролика обожгли в лабораторной печке и… И так этот неудачный состав обрел второе рождение в качестве самого современного и очень удобного материала для моделирования. Случилось это в середине 60-х, а в 1967 году "Sculpey" был выпущен партией небольшого объёма в США.
История применения «полимерной глины» в качестве материала для художественного моделирования исчисляется сейчас, всего лишь, десятилетиями – в отличие от более традиционных материалов, история которых продолжается уже сотни и тысячи лет. Эта новизна означает, как мы полагаем, в первую очередь, безграничное поле для фантазии и экспериментов дизайнеров и скульпторов. И часто идеи рождаются как заимствованием свойств у материалов традиционных и использованием их в нетрадиционной форме, так и в результате использования, наоборот, нетрадиционных свойств полимера в традиционных условиях, где раньше господствовали металл, стекло и керамика.
Так, к слову сказать, ювелирные изделия из полимеров стали неотъемлемой частью постоянной экспозиции драгоценностей и предметов искусства в Музее Искусства и Дизайна Нью-Йорка (США), Музея Изящных Искусств Бостона (США), Филадельфийского Музея Искусств (США) и многих других. Так что пренебрежительно относиться к этому «новичку» не стоит – у него большое будущее.
Свойства.
Состав оригинальной рецептуры остаётся мягким и податливым пока его не нагреют до относительно невысокой температуры, когда он твердеет. Однако уже сейчас на рынке присутствуют и воздухоотверждаемые «полимерные глины», которым для застывания достаточно струи воздуха из бытового фена. Обычные же «полимерные глины» затвердевают в процессе вулканизации (которую можно проводить в обычной домашней духовке и давайте назовём это «обжигом» в кавычках – температура в десять раз ниже температуры настоящего обжига керамики) при температуре порядка 130-135°С. Затвердевает «полимерная глина» при этой температуре со скоростью 5мм толщины изделия в 15 минут, примерно. При затвердевании «полимерная глина» (в отличие от настоящей керамики, кстати) даёт непропорциональную усадку до 2%, но не меняет текстуры материала (в отличие от пары «керамика-фарфор»). И ещё, в отличие, опять-таки, от керамики и фарфора, изделия из правильно «обожжённой» «полимерной глины», действительно, сложно разбить! Падают на кафельный пол чашки и блюдца – и не бьются! Есть ещё одно уникальное качество «полимерной глины». В её состав можно вводить компоненты, которые позволяют, если при нагреве не была превышена максимальная температура «обжига», возвращать материал в его изначальное пластичное состояние и лепить его вновь! И «обжигать» вновь, снова делая твёрдым! Вот это уже чудеса, которые фарфор только во сне и увидит! Затвердевшее изделие из «полимерной глины» легко обрабатывается, поддаётся шлифовке, полировке, абразивной обработке, окраске, лакировке и так далее, что делает этот материал исключительно удобным для работы новичков и даже, иногда, мастеров-кукольников.
Как тут было не обратить внимание на этот материал творцам коллекционных кукол, таким, как Ashton-Drake («Эштон Дрейк»), Paradise Galleries («Парадиз Геллериз»), MasterPiece Gallery («Мастерпис Геллери»), ADORA («Адора»), RF-Collection («РФ-коллекшн»), Lee Middleton («Ли Миддлтон»), Monika Levenig («Моника Левениг»)?
В настоящее время лидирующими мировыми производителями экологически безопасной «полимерной глины» являются Polyform Products, Cernit, Formello, Modello и Kato Polyclay, которые выпускают огромное количество типов материала, различающихся пластичностью, температурой отвердевания, цветностью, прозрачностью, твёрдостью после термообработки, специальными параметрами и характеристиками. Для введения в состав «полимерной» глины разработано огромное количество присадок, делающих свойства нового материала поистине безграничными.
Заметим, что несколько лет назад Джуди Скиннер (Judith Skinner, USA) изобрела и разработала промышленное устройство по смешению полицветной глины, что позволяет сейчас осуществлять выпуск в условиях мастерской по изготовлению коллекционных кукол «полимерной глины» практически любого цвета. Кроме того, окрашивать поверхность изделий из «полимерной глины» можно и почти любыми красками, и чернилами, грифелем цветных карандашей, металлической или слюдо-содержащнй пудрой, покрывать металлической фольгой при золочении, и многими другими. Те же материалы можно использовать и как присадки к прозрачному составу «полимерной глины».
Для работы с этим необычным материалом мастера коллекционных кукол могут использовать привычные им резаки и лезвия, экструдеры для заполнения форм литьевым составом – одним словом, работать привычным образом с непривычным материалом.
К нему можно относиться очень по-разному – поклоняться ему, считая его венцом творения нашего технологического века или, наоборот, смотреть на него свысока, пренебрежительно считая убогим подобием благородного фарфора, но нельзя отрицать одного – этот, целиком синтетический, ПВХ-состав со смешным названием «полимерная глина» пришёл в нашу жизнь всерьёз и надолго и «старичкам», таким, как керамике, фарфору, винилу и силикону придётся потесниться и жить с ним в мире. На радость нам, коллекционерам кукол.
В настоящее время в работе с этим материалом «были замечены» такие знаменитости, как Ashton-Drake («Эштон Дрейк»), Paradise Galleries («Парадиз Геллериз»), MasterPiece Gallery («Мастерпис Геллери»), и целый ряд индивидуальных мастеров-дизайнеров, каждый день создающих великолепные коллекционные куклы.
Наш же сайт придерживается той точки зрения, что куклу, прекрасную куклу, можно делать из любого материала, к которому лежит душа и тянуться руки Мастера. Нет материалов «плохих» и «хороших» - есть талант и упорство, желание и труд, которые способны вдохнуть жизнь в любую куклу.
Купить куклу из полимерной глины или купить куклу из смолы или похожих материалов можно в разделе Resin куклы .