Статьи
О восковых куклах - часть II
Династия Монтенери.
Репутация Монтенери (Montanari), как семьи Мастеров по производству кукол из воска, берёт свое начало в 1851 году, когда Аугуста Монтенери выиграла приз на Большой Лондонской Выставке, представив на ней свои восковые творения. Эти куклы изображали как взрослых, так и детей всех возрастов, ряд образцов представлял собой восковые модели членов английской королевской семьи, а, также, детей-индейцев Америки и африканских детей. К тому моменту эти мастера были уже достаточно опытны в создании коллекционных кукол, но когда Аугуста и её муж, Наполеон, в точности, начали свое творчество – сейчас сказать достаточно трудно… Имя Наполеона, как мастера по изготовлению кукол из воска, известно с середины 40-х годов XIX столетия. К сожалению, в отличие от мастеров современности, Монтенери не имели обыкновения ставить авторское клеймо на свою продукцию, что делает, в наши дни, затруднительным процесс исторической идентификации их шедевров. Вместе с тем, большинство коллекционных кукол Монтенери подписаны Мастерами, так что их авторство, по меньшей мере, установить несложно.
Наполеон Монтенери родился на Корсике в 1813 году (и своим именем обязан великому земляку!), Аугуста же была англичанкой, рождённой в 1818-ом. Несмотря на их всемирную славу, как мастеров коллекционной куклы из воска, сведения о их жизни достаточно скудные… Так, известно, что их старший сын, Ричард, родился в Нью-Йорке в 1840 году, а, значит, в то время семья проживала в Штатах. Также, можно предположить, что Монтенери много путешествовали по Мексике, поскольку многие модели их кукол имеют отчетливые черты мексиканцев.
После смерти Аугусты в 1864 году традиции семейного бизнеса наследуют и поддерживают отец и сын.
В начале девятнадцатого столетия, когда английские мастера только оттачивали свое мастерство в сотворении кукол из воска, в Германии мастера создавали, по преимуществу, резные восковые фигуры религиозной тематики. Однако же, вдохновлённые, в том числе, английскими куклами, представленными на международной выставке в Лондоне в 1851 году, они всего лишь через несколько лет повсеместно представили миру свои первые литые куклы из воска. Германская индустрия по выпуску коллекционных кукол традиционно располагалась в Зонненберге, городке в Тюрингии – восточном районе Германии, и восковые куклы продолжали производиться там до конца 30-х годов XX века. После чего, в силу определённых причин, их выпуск был прекращён.
К сожалению, история донесла до нас очень мало имен и фактов из жизни как немецких мастеров по производству кукол из воска, так и их коллег, давших жизнь множеству прекрасных кукол из резного дерева.
К началу XX века расцвет эпохи коллекционных восковых кукол минул. Вместе с тем, многие действительно прекрасные творения относятся именно к этому периоду. Например, это совершенно замечательные творение Лафитт Дезирэ (Lafitte Desirat), созданные во Франции с 1902 по 1920 годы. Несмотря на то, что эти куклы имели лишь головы, сделанные из воска (то есть едва ли могут считаться куклами в полной мере) и предназначались, скорее, не для коллекционирования или игры, а для демонстрации мод того времени, они занимают важное и почётное место в истории восковой куклы. Куклы эти названы по имени (и в честь) двух сестер, разработавших модели и создавших их – Августа и Луиза (Augusta Daussat Desirat и Louise Daussat Lafitte). Эти скульптуры заслуживают особого внимания не только за их удивительную красоту но и за своеобразный рекорд, поставленный ими в течение двух десятилетий по количеству модных показов на fashion-шоу того времени.
Печальным следом в истории моделирования и производства кукол из воска того времени стала трагическая участь многих мастеров, включая сына знаменитого Генри Пьеротти, Чарльза – ранняя преждевременная смерть в результате отравления свинцом. Красящие компоненты, использовавшиеся при производстве восковых кукол того времени, включая свинцовые белила и сурик таили в себе смертельную опасность для Мастеров, о которой те и не подозревали в то время…
Так и получилось, что прекрасные восковые творения на столетия пережили своих Создателей, даря нам восхитительное ощущение небесной, ангельской Красоты…